Ессентуки глазами поэта

29.08.2009 г.

Проходя по улицам и паркам нашего города, я часто вспоминаю тех замечательных поэтов, которые нашли красивые и точные слова о Ессентуках. Имя Осипа Мандельштама известно многим, но немногие знают, о том, что он не просто приезжал к нам, но и написал короткий и яркий, по настоящему поэтический очерк «Ессентуки».

В 1927 году он со своей семьей посещает Кавминводы, отдыхает в Кисловодске, и совершает кратковременные выезды в Ессентуки. Результатом этого путешествия становится две небольшие очерковые зарисовки «Кисловодск весной» и «Ессентуки». Они были опубликованы в том же 1927 году в двух номерах журнала «Экран рабочей газеты». Написание этого очерка носит, скорее всего, меркантильный характер - Мандельштам всегда нуждался в деньгах - но это не делает его скучным и банальным: поэт остается поэтом всегда. Удивителен тон этих заметок - ироничный, мажорный настрой никак не вяжется с довольно мрачным мироощущением поэта.

Очерк о Ессентуках дает своеобразную характеристику нашего города того времени: «Ессентуки в отличие от Кисловодска (и особенно Железноводска, который карабкается на высокую гору) лежит в низинах - точно на досках. Никаких подъемов. Все они, кроме того, закутаны садами - сады и палисадники и в два ряда по улицам аллеи - бесконечная перспектива аллей.

В общем, странный город: выйдешь из своих ворот, отойдешь всего на два шага в сторону, и уже не видно за деревьями не только домов на противоположной стороне, но и своего дома: ни крыш, ни окон, ни заборов - все исчезает в деревьях, как будто и вовсе нет домов, - лицо города спрятано в густой листве, как женское лицо за покрывалом».

Вот такими увидел новичок-приезжий Осип Мандельштам 82 года назад наш город. Конечно же, главное внимание уделено парку. «Парк огромнейший. Не знаю, какую площадь он занимает в действительности, но кажется, что его не обойти. Тут же и скаты, и крутые подъемы. Расположен он как будто на двух плоскогорьях, соединенных между собой то широкими и отлогими лестницами, то почти отвесными дорожками, стремящимися вниз, сломя голову.

Благодаря такому расположению - в два этажа - получается интересная вещь: оркестр, который играет в центре, наверху, в двух минутах подъема, - внизу здесь совершенно не слышен. Там - музыка, шум и толчея, а совсем близко, тут, в аллее, тоже под горячим солнцем - глубокая и прямо загадочная тишина».

В своем очерке автор с восхищением пишет о главной гордости Ессентуков - источниках № 17 и № 4. Воду тогда разливали очаровательные девушки-медсестры. Особенно Мандельштаму запомнилась одна из них - Люба, «девушка в красном платочке, что сидит на скамейке перед ящиком и градусниками измеряет воду - кому сколько предписано. Делает она это с полным вниманием, но флегматически - в медлительном темпе, свойственном ее наружности. Солнцем выжжены ее ресницы. Лицо хорошо скроено, крепкие розовые губы - собственного цвета. Проникаешься верой страждущих излечиться от какой-нибудь желудочной напасти, что именно эта, подогретая до нужной температуры минеральная вода обязательно гарантирует благополучный исход оздоровительного курса. Известно ведь - где вера, там и результат».

Особый пассаж воде из семнадцатого источника: «Вкусная вода - «ессентуки» № 17! Играет музыка, играет солнце, играют пузырьки в кружке - газируется вода в глубине земли - чуть-чуть пощипывает язык - слегка (оттого, вероятно, и хочется болтать, когда утром идешь в компании по парку и, не торопясь, отпиваешь свою воду!) - вкусная вода - в ней земная прохлада и утренняя свежесть. А над всем этим - горячее южное солнце и ласкающий воздух гор».

Конечно, очерк О. Мандельштама не потерял своей важности и ценности для краеведов и всех любителей истории нашего города, но, на мой взгляд, он еще долго будет всплывать в памяти, когда мы гуляем по улицам и паркам Ессентуков.

Татьяна Чихун.

 
« Пред.   След. »

 

Редактор журнала

Максим Сушко

Подписывайтесь, добавляйте в друзья, предлагайте новости и информационное партнёрство