Признаки пробуждения

13.07.2009 г.

Поскольку регион Кавминвод располагает множеством объектов исторического и культурного наследия, обветшавших и требующих восстановления, мы посчитали, что нашим читателям будет интересно интервью, подготовленное корреспондентом

ИА REGNUM.

Крупнейшие федеральные унитарные предприятия в области реставрации Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ), Центральные научно-реставрационные производственные мастерские (ЦНРПМ) и "Спецпроектреставрация" ждет акционирование - в последние дни это новость номер один в реставрационном сообществе России. Руководители трех ведущих интеллектуальных и технологических центров отрасли отвергли предложение Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) влиться в состав научно-производственной фирмы "Ресма", опасаясь вместе с независимостью потерять накопленные десятилетиями методические наработки, уникальные архивы, и, самое главное, строгость научных подходов к объектам культурного наследия.

Давление рынка, размывающее научные критерии реставрации и приводящее к постепенной деградации профессиональных стандартов, давно стало притчей во языцех; спасение от него специалисты искали у государства. Определенную надежду давали слова главы Росохранкультуры А. Кибовского: "Мы считаем, что нельзя отправлять на приватизацию те ФГУПы, которые у нас еще есть. Их надо объединить в некую единую организацию. У нас существуют Роснанотехнологии, Рособоронэкспорт. Я полагаю, что, если создать что-то вроде Росреставрации, это будет последняя возможность спасти ситуацию, связанную с реставрацией". Однако проект госкорпорации в сфере реставрации обернулся проектом банального поглощения, причем поглощения заведомо более сильных и принципиальных организаций заведомо более слабой и сговорчивой. На этом фоне решение руководства трех ФГУПов акционироваться выглядит самоубийством от отчаяния.

Акционирование открывает прямой путь к приватизации. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в качестве учредителя бывших ФГУПов получит право через год после их акционирования выставить акции на продажу. Относительно последствий этого иллюзий никто не питает. Новые собственники быстро найдут применение большим офисным площадям и мастерским, расположенным в центральных районах Москвы. А в случае попытки выжать прибыль из основной деятельности реставрационных организаций за счет "более гибкого подхода" к запросам заказчиков знаменитые коллективы просто распадутся. Лучшие специалисты, чьи руки и чья совесть доселе являются гарантией продления существования национального наследия, уйдут - это ясно уже сегодня. По научной реставрации в России будет нанесен беспрецедентный удар, последствия которого будут необратимы. И тот, и другой сценарий развития событий означает национальную культурную катастрофу. Ответственность за это всецело ляжет на государство. Незадолго до резкого обострения ситуации в отрасли состоялась беседа с заведующим Отделом монументальной живописи Государственного Научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР) К. Масловым.

- Константин Ильич, что, на ваш взгляд, происходит с отраслью в целом?

- Нынешнюю ситуацию трудно оценить однозначно. До недавнего времени - до кризиса - в России много лет наблюдался подлинный реставрационный бум. Посмотрите, сколько церквей и монастырей возвращено к церковной жизни с начала 1990-х годов, сколько замечательных зданий восстановлено в столицах и регионах! То же можно сказать и в отношении художественного рынка, который с начала 1990-х вышел из подполья. На нем рядом с экспертом-искусствоведом ключевой фигурой выступает, конечно, реставратор.

И вместе с тем, никогда в прошлом - я имею в виду советскую эпоху - реставратор не был так сильно зависим от заказчика, от его представлений о реставрации и ее целях, и никогда раньше в заказчиках не было настолько велико стремление к так называемым новоделам.

- Каков уровень отечественной реставрационной науки и практики по сравнению с зарубежными странами?

- Мы уж точно не слабее в реставрационном ремесле. Даже, думаю, изобретательней. Так всегда было: в силу специфических советских обстоятельств - привыкли выкручиваться... Сергей Сергеевич Чураков, снявший в 1953-54 годах живопись со стен двух храмов, попадавших в зону затопления Горьковского водохранилища, писал, что изготавливал один из своих инструментов, названный им "щучками", из патефонных пружин.

Что касается научных разработок в области реставрации, то здесь мы с начала 1990-х годов, к сожалению, отстали. У нас, например, недостаточно широко применяются цифровые технологии, лазеры, мало внимания уделяется вопросам старения консервационных материалов, проблеме повторных реставраций памятников. Меньше всего - и я хотел бы это особо подчеркнуть - в этом повинны сами специалисты. Научная составляющая отрасли по своей природе слабее других вписывающаяся в рынок, оставлена государством, в сущности, без поддержки. На Западе помощь ей оказывают многочисленные частные и общественные фонды, у нас пока можно ждать ее только от государства.

Надо признать, что от советской эпохи нам досталась хорошо задуманная, да, пожалуй, и неплохо функционировавшая в свое время структура отрасли. Ее составляли три основных элемента - научный, производственный и контрольно-методический. Соответственно - государственные научно-исследовательские и проектные учреждения, государственные производственные реставрационные организации и реставрационные подразделения в музеях, а также реставрационные советы в музеях и специализированных реставрационных организациях. С начала 1990-х годов появилось множество негосударственных производственных и проектных фирм, но логика, механизм функционирования отрасли в целом не претерпели принципиальных изменений.

Но с прошлого года фактически перестал работать Федеральный научно-методический совет и будущая судьба его не определена. Упорно ходят слухи об акционировании ГУПов...

К реформированию отрасли следует приступать, только имея общую концепцию ее развития. Не слышал, однако, чтобы таковая, предусматривающая упразднение важнейших элементов отрасли - ГУПов, функционирующих вполне эффективно, - обсуждалась в профессиональном сообществе. Хотел бы подчеркнуть, однако, что при всех организационных трансформациях должно быть сохранено, как мне представляется, оптимальное, сбалансированное соотношение всех трех основополагающих элементов отрасли, которые я назвал выше - производственного, научного и контрольно-методического.

- Массовый переход культурных ценностей в частные руки (приватизация памятников архитектуры, передача храмов общинам, развитие антикварного рынка) требует развития коммерческих услуг в сфере реставрации. Как реставрационная отрасль реагирует на этот запрос со стороны рынка? Достаточно ли она ограждена от проникновения непрофессиональных элементов на поле деятельности реставраторов?

- С советского времени до 2005 года существовала иерархия реставраторов, определенная четырьмя категориями, присуждаемыми аттестационной комиссией Министерства культуры: третьей, второй, первой и высшей, - которые необходимо было систематически подтверждать. Право на самостоятельные работы давали лишь высшая и первая, и получить их было, пожалуй, посложнее, чем защитить кандидатскую диссертацию. Восхождение на высшие ступени иерархии занимало у реставраторов иногда десятилетия. Эта почти средневековая замкнутость реставрационного цеха обеспечивала, вместе с тем, высокий профессиональный уровень реставрационных работ. Сегодня границы "реставрационного сословия" в большой степени размыты, так как для получения лицензии на работы необходим лишь относительно небольшой практический опыт в несколько лет.

Главный признак коммерческой реставрации - борьба с патиной времени, с историей, пережитой памятником, ориентация на глянец и пренебрежение консервационной составляющей. Конечно, в таких случаях удовлетворить ожидания заказчика с большим успехом могут художники, если они не обеспокоены сохранением подлинности в памятнике.

- Термин "реставрация" сейчас в моде. Особенно активно им пользуются чиновники и коммерческие застройщики, с выгодой для себя осваивающие исторические районы городов. В чем же разница между научной реставрацией и популярным ныне "воссозданием"?

- Научная реставрация научна по своим целям и по своим методам. Она имеет своей целью сохранение и выявление подлинного в памятнике, с одной стороны, и разработку эффективных способов его консервации, с другой. Она зародилась в XIX веке, будучи самым тесным образом связана с археологией. Реставрация родилась как альтернатива поновлению, но отнюдь не вытеснила его. Поновление и воссоздание всегда будут спутниками научной реставрации и вечным ее соблазном. Наивно полагать, что неприятие руин и забвение примет времени, мода на глянец, которые мы наблюдаем сегодня, коренятся в необразованности и непросвещенности общества. Значение воссозданных памятников в том, что они едва ли не единственное средство против фантомных болей их утраты. Вспомните работы по восстановлению из руин дворцов Пушкина, Павловска, Петергофа. Невозможно отрицать их огромную общественную притягательность.

Воссоздания разрушенных храмов, утраченных иконостасов и стенописей, продиктованные потребностями богослужебной жизни, искренни, они не подделываются под памятники, но претворяют в себе великую и незыблемую Священную историю. В отличие от них симулякры рождаются от неистребимого лукавства и архаической в своих истоках и вечно колеблющейся "страсти истории".

Нужно, я думаю, не бороться с практикой воссозданий, с "памятниками памятникам", а разоблачать симулякры, опасность которых в том, что они выдаются за памятники, могут подменить их, вытеснить. Внешне памятник и симулякр, прикидывающийся памятником, различить иногда почти невозможно. Разоблачить мимикрию симулякра под силу часто только специалисту. Именно специалист, реставратор, способен прорваться к подлинному в памятнике, воспринять памятник в его "наготе", и таким образом освободить от значений, которые ему были вменены извне. Он видит сущность памятника сквозь множество оберток, в которых он представлен обществу. Симулякр же подобен капусте без кочерыжки - он полый. Симулякр - театр упаковок.

- Может ли и должен ли реставратор в определенных случаях говорить заказчику "нет"?

- Разумеется, должен, если требуется защитить подлинное в памятнике. Но возможности его сказать заказчику "нет" сегодня часто ограничены. К сожалению, если представления реставратора о предмете и целях реставрации не совпадают с ожиданиями заказчика, то реставратор часто проигрывает. Ему приходится выбирать: либо он должен будет удовлетворить пожелания заказчика, либо лишиться заказа. Выход из этой безнадежной ситуации только один: реставратор не должен оставаться один на один с заказчиком. Он должен быть членом корпорации и следовать этическому кодексу, который бы регулировал его действия в отношении памятников.

- Чего вы ждете от будущего?

- Того, о чем я уже говорил - формирования корпоративных союзов и разработки Российского этического кодекса реставратора. Но, что мне кажется еще более важным - это пробуждение в обществе гражданского отношения к памятникам... понимания того, что любовь к отечеству должна претворяться, в числе прочего, и в заботу об отечественном культурном наследии. Признаками такого "пробуждения", которые внушают оптимизм, являются, в частности, присуждение в прошлом году премии имени Алексея Комеча "За общественно-значимую гражданскую позицию" профессору МАРХИ Наталье Олеговне Душкиной и нынешние акции "Архнадзора".

 
« Пред.   След. »

 

Редактор журнала

Максим Сушко

Подписывайтесь, добавляйте в друзья, предлагайте новости и информационное партнёрство