|
Волшебство танца |
26.05.2009 г. | |
- Кто так руки поднимает? Это не зарядка, а танец! Плавно надо! Вы когда-нибудь видели горянку, которая так машет руками? Стоящие в огнях рампы две шеренги девочек в трико слушают внимательно. Сегодня они репетируют на сцене. Другие занятия проходят в тренировочном зале. Две группы - старшая и младшая. И еще ансамбль «Юность Кавказа».
...Начиналось всё давным-давно в пахнущей морем Махачкале. Бабушку Гюльчумен приглашали на свадьбы готовить праздничные чуреки и лаваши, она брала с собой внука. Маленького Изика очаровали звуки музыки. Пока бабушка колдовала на кухне, мальчик шел к танцевальной площадке, смотрел, слушал... и представлял себя то музыкантом, то певцом, то танцором - как его прадедушка Изгиё. ...Девочки в спортивных трико делают плавный выход с обеих сторон сцены, присаживаются и раскладывают в лунки рассаду. Потом сами превращаются в ростки - и медленно поднимаются, выбрасывая в стороны руки-стебли. Разучивается новый танец. - Изгия Иханонович - настоящий самородок, - говорит директор пятигорского Дома культуры №1 М. Сиянко. - Скромнейший человек, но в своем деле требовательный, скрупулезный. Хореографов, умеющих ставить национальные танцы, немного, но чтобы человек знал движения, жесты, менталитет танца почти каждого кавказского народа - таких единицы. Он обладает педагогическим даром, умеет быть интересным и для малышей, и для студентов и старшеклассников. Ансамбль - это, помимо общего развития и специального обучения танцу, еще и обучение жить и ладить в коллективе, обучение непростой науке дружить людям разных национальностей. И это здорово, когда разные культуры взаимно обогащают друг друга... В 1968-м Изгия - ударник в симфоническом оркестре республиканского музыкально-драматического театра. Но больше всего его привлекало народное творчество. Поэтому в 1972 году он перешел в культпросветучилище концертмейстером по кавказским танцам. Начал постигать тонкости. Помогли поездки в Грозный, Нальчик, Владикавказ. В 1980 году при Министерстве культуры Дагестана была создана школа искусств, в ней открыли танцевальный отдел. Так Изгия начал собственные постановки танцев. - ...Дядя Изик, кумыкский включать? - ассистент Аня Карамян выбирает диск. - Погоди. Пусть Диана девочкам «кентаури» покажет. Звучит задорная музыка, и «ветеран» ансамбля девятиклассница Диана Минасян (она здесь уже семь лет), легко демонстрирует залихватский армянский танец с платочком. Фиксируется каждый шаг, каждый поворот головы. В трудные девяностые семья Даниловых переехала в Пятигорск. Ставить танцы в школе №18 его пригласила директор А. Чистякова. Группа «Озорные девчата» выступала на различных мероприятиях в учебных заведениях, парках и санаториях. В 2002-м Данилова позвали на работу в Дом культуры. - Здесь я нашел единомышленников, которые помогают советом и подсказкой, создают прекрасные условия для творчества, а главное, искренне «болеют» за искусство. Это директор М. Сиянко, художественный руководитель Л. Пономарёва, заведующая хореографическим отделением О. Финько и многие другие. О своих танцовщицах он говорит увлеченно. И девочки платят ему той же монетой. Тепло, как близкого человека, называют «дядя Изик». Три раза в неделю едут на занятия, полтора часа через соленый пот оттачивают движения, чтобы зритель на представлении удивлялся легкости и динамичности танца. На первых ролях - «ветераны» ансамбля (если такое слово применительно к молоденьким девчонкам): студентка факультета управления и сервиса ПГТУ Аня Карамян, самая опытная - Диана Минасян из 14-й школы, одиннадцатиклассница СШ №29 Яна Мурадян. На подходе к передовой группе восьмиклассница 4-й школы Аня Андреева, Кристина Кравченко, Жаннета Абдуллаева, выпускница 19-й школы Аня Баласанян, десятиклассница лицея № 15 Маргарита Хаджиева, третьекурсница медучилища Анжела Елоева, девятиклассницы СШ № 29 Эля Джангирова и Марина Гедуева, первокурсница СевКавГТУ Марина Симонян и ее брат, практически единственный представитель сильной половины, восьмиклассник 30-й школы Эдик Симонян. Данилов принял на себя еще одну трудную, но благородную миссию. Теперь он ставит кавказские танцы и для детей из специализированной школы-интерната №27 для слабослышащих. Да, эти дети элементарно не воспринимают звуки. Неизвестно, какими секретами обладают Изгия Данилов и завуч школы М. Бочарова, но нужно видеть бурную реакцию зала на выступление ребят, для которых музыка - очень относительное понятие. А счастливые лица мальчиков и девочек, только что танцевавших, дорогого стоят. В ансамбле «Юность Кавказа» не царит идиллия. Проблемы, как и везде. В идеале к каждому танцу необходимы особенные костюмы - пока этого нет, хотя спасибо спонсорам за уже сделанное. Сложно с далекими выездами на концерты и фестивали: не все родители отпускают девочек. Неразрешимый вопрос с «текучестью кадров». Увы, зачастую участницы ансамбля выбывают: школьницы становятся студентками и, не справляясь с нагрузками, оставляют танцы; студентки начинают работать, иногородние уезжают... И все же коллектив жив, ибо подпитывается из танцевального кружка, новые костюмы иногда шьются, и даже самые строгие родители не всегда «маринуют» детей дома. Главное, что есть такие энтузиасты, как Изгия Данилов. Налицо иерархическая лестница: из младшей группы самые заинтересованные переходят в старшую, а из старшей наиболее талантливые и старательные попадают в ансамбль. «Юность Кавказа» отмечалась наградами на многих фестивалях и конкурсах. Однако девочкам не награды важны, а пресловутый олимпийский принцип «главное - участие». Участие в волшебстве создания танца. Валерий ЯКУБОВ. |
« Пред. | След. » |
---|